Официальный сайт губернатора Ненецкого автономного округа
/news/1350/ privet

Поселения Ненецкого округа топливом на зиму обеспечены

21 ноября 2013|00:00 80

Многие северные регионы столкнулись в этом году с проблемами при исполнении досрочного завоза топлива в отдаленные населенные пункты. В Ненецком автономном округе завоз завершен успешно. Государственные полномочия по его выполнению осуществляют муниципальные органы власти – Администрация Заполярного района. О том, как проходила на территории нашего региона досрочная доставка топлива окружной газете «Няръяна вындер» рассказывает заместитель главы Заполярного района Олег Холодов.

– Можно сказать, что основная работа по завозу выполнена, - говорит Олег Холодов. - Предстоит доработать еще по двум позициям. Во-первых, осуществить перевозку дизельного топлива с нижнего причала на основной склад ГСМ в Неси. Там буксиры с наливной баржой не смогли пробиться к селу из-за торосов, образовавшихся на реке. На сегодняшний день топлива в Неси достаточно, там есть более чем месячный запас, так что причин для опасений, что село осталось без дизельного топлива, нет.

Еще в один населенный пункт, Каратайку, нужно довезти уголь. В навигацию в поселок доставлено 800 тонн, нужно завезти еще 373 тонны, которые не удалось доставить по морю из-за сильных штормов в конце навигации. Тем временем устье реки раньше чем обычно сковало льдом. Эти 373 тонны компания «Транс-НАО» обязуется завезти в декабре–январе по зимнику, который от Воркуты до Каратайки будет строить компания «Нарьян-Марсейсморазведка» для своих нужд. В остальном весь объем топлива в населенные пункты округа завезен полностью.

– Вы непосредственно участвовали в решении проблемы с доставкой топлива в Несь. Как это все происходило?

– Занимается решением задачи поставщик – компания«ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт». Подрядчикам помогают работники местного участка «Севержилкомсервиса». Поскольку «Севержилкомсервис» – заказчик поставок топлива, а Заполярный район является учредителем этого муниципального предприятия, было принято решение, что представитель районной администрации должен на месте контролировать и координировать работу всех, кто участвует в решении проблемы. Глава района направил меня в командировку 29 октября, но из-за нелетной погоды я добрался до Неси только 31-го числа.

К этому времени буксиры и баржа с топливом стояли недалеко от устья реки. Первым делом мы попытались убедить капитанов двух буксиров, которые тянули баржу с дизельным топливом, пройти по реке как можно ближе к селу. Но не получилось. Хотя лед на реке был тонкий, на краю ледяного поля сформировался толстый слой с прессованной и промерзшей шуги, которая образовалась в результате приливов и отливов. Этот барьер обычным судам безопасно не преодолеть.

 Поэтому мы выбрали точку, в которой можно было бы произвести раскачку топлива на берег. С давних пор в этом месте в устье реки разгружались суда, которые не могли пройти к селу из-за ледовой обстановки. Оно так и называется неофициально – нижний причал. Тем временем подошло судно «СТ» с бензином, маслами, разлитыми по бочкам.

После серии оперативных совещаний с капитанами и с теми, кто уже занимался разгрузкой в этих местах, 2 ноября работники «Севержилкомсервиса» вкопали в землю на два метра связки толстых бревен для того, чтобы буксиры и баржи могли прочно пришвартоваться и не зависеть от капризов погоды и речной стихии.

Накануне лукойловцы доставили специальные эластичные емкости, предназначенные для хранения топлива. Размером они 14 на 16 метров и высотой (с топливом) до полутора метров. Четыре емкости на 250 кубометров каждая. В них и перекачали примерно 735 тонн топлива. Работники «ЛУКОЙЛа» выполнили комплекс противопожарных мероприятий.

Одновременно разгружали баржу с бензином и маслами. Бочки грузили прямо на автомобили и тракторы с прицепами и отвозили в Несь на склад. К ночи весь бензин доставили в село. Перекачка дизтоплива на берег закончилась к вечеру 3 ноября.

А 4 ноября начали перевозить солярку с нижнего причала на склад ГСМ. Для этого использовали снегоболотоходы на обрезиненных гусеницах, которые предоставил колхоз «Северный полюс». На них поставили временные емкости и процесс пошел. Его прервала непогода. В понедельник, 11 ноября, перевозка возобновилась. По предварительным расчетам, она должна завершиться до конца месяца.

– Кто оплачивает эти дополнительные,наверное, немалые расходы?

– Это проблемы подрядчика, который по контракту должен доставить топливо до места, «ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукта». Он и заключил договор с рыболовецким колхозом на аренду снегоболотоходов.

– Какие выводы были или будут сделаны из создавшейся ситуации? Как избежать таких проблем в будущем?

– Ежегодно, после окончания завоза топлива, мы проводим анализ прошедшей навигации и организуем совещание с приглашением поставщиков и подрядчиков, подводим итоги завоза и рассматриваем проблемные вопросы. Так будет и в этом году. На таких проблемных ситуациях надо учиться. Надо пытаться их предвидеть и, в то же время, при возникновении – преодолевать.

По нескольким направлениям работа уже началась. По поводу низкого уровня воды в реке Печоре вопрос поднимался нами неоднократно, и окружная администрация обратилась к федеральным властям. Готовится совещание, на которое приглашены все заинтересованные стороны – представители федеральных ведомств, руководители Республики Коми, специалисты. Они должны выработать предложения по дноуглубительным работам, которые наш округ не имеет возможности проводить своими силами. Даже организовать такое мероприятие непросто, не говоря уже о самом решении проблемы.

Аналогичная проблема остро стоит и в других регионах, где реки тоже мелеют и, как видим, даже выходят из берегов из-за того, что русло засорено. А у нас дноуглубительные работы требуется провести не только на Печоре, но и на многих других реках региона.

Второе направление – переговоры с руководителями компании «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» об оптимизации схемы их работы. Мы видим со стороны наших партнеров понимание проблемы и готовность реагировать на наши предложения: упростить и сделать более управляемой схему поставок топлива. Есть и другие предложения.

В целом же опережающий завоз топлива – это очень непростой комплексный процесс, который проходит фактически круглогодично. Сложные ситуации всегда обнажают болевые точки, на которые необходимо обратить внимание для правильного реагирования или во избежание их в будущем. Одновременно это и проверка людей на прочность. У кого-то сдают нервы, кто-то, нагнетая ситуацию, использует ее в собственных, в том числе политических целях, а кто-то просто выполняет свою работу, несмотря ни на какие трудности. И таких, на мой взгляд, – большинство.И я говорю им спасибо за то, что они эту работу делают.

По материалам газеты «Няръяна вындер»от 16 ноября 2013