Официальный сайт губернатора Ненецкого автономного округа
/news/2531/ privet

​«Горячая линия» главы субъекта: о региональных стандартах

На «горячую линию» главы региона часто поступают обращения граждан, связанные с применением региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и выплатой субсидий. Сегодня на вопросы граждан отвечает заместитель начальника Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого округа Ирина Мартьянова.

- Почему в разных населенных пунктах размер выплаченных субсидий на оплату ЖКУ складывается разный?

- Уже в названии субсидий определено их назначение. Предоставляются они на основе фактически начисляемой гражданам платы за жилищно-коммунальные услуги, на основе реальных платежей граждан. А реальные платежи за жилищно-коммунальные услуги в каждом муниципальном образовании различны, т.к. в сельских поселениях различные тарифы на коммунальные услуги, плата за содержание и ремонт жилья и т.п. Поэтому и рассчитываться субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в каждом муниципальном образовании должны от разных исходных показателей.

Такими показателями являются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, на их основе и определяются размеры субсидии в разных населенных пунктах, в разных муниципальных образованиях.

- Как рассчитываются региональные стандарты?

- Рассчитываются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг на основе совокупной платы за жилищно-коммунальные услуги, т.е. на основе тарифов на коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением, взноса на капитальный ремонт. Рассчитывается региональный стандарт на 1 человека в соответствии с нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг.

А поскольку цены и тарифы во всех муниципальных образованиях отличаются, то и региональные стандарты во всех муниципальных образованиях различны.

- Как это выглядит на примере наших населенных пунктов?

- В большинстве сел округа небольшой набор предоставляемых в жилфонде коммунальных услуг. Например, плата за холодное водоснабжение присутствует только в 7 сельских муниципальных образованиях (включая Тельвисочный сельсовет), плата за горячее водоснабжение на селе взимается только в Амдерме, Тельвиске и Коткино, тариф на тепловую энергию для сельчан более чем в 2 раза ниже, чем тарифы на тепло для абсолютного большинства жителей Нарьян-Мара и Искателей (за исключением жилфонда, отапливаемого УК «Нарьян-Марстрой»), тариф на электроэнергию в сельской местности на 30 % ниже, чем в городской. В большинстве сел отсутствует плата за содержание и ремонт жилья, отсутствует плата за найм жилья.

Таким образом, практически во всех сельских населенных пунктах совокупная плата за жилищно-коммунальные услуги значительно ниже, чем плата за жилищно-коммунальные услуги в г. Нарьян-Маре и п. Искателей, в п. Амдерма и в с. Тельвиска.

Поскольку совокупные платежи за жилищно-коммунальные услуги практически во всех сельских муниципальных образованиях ниже, чем в г. Нарьян-Маре, п. Искателей, в п. Амдерма и с. Тельвиска, то и региональные стандарты в остальных сельских муниципальных образованиях меньше.

- А почему бы не установить региональные стандарты единые для сельской местности или для Заполярного района?

- Приведем пример. В п. Амдерма весь жилфонд благоустроенный и самые высокие тарифы на горячее водоснабжение. В этом поселке и реальные платежи за ЖКУ самые высокие из сельских населенных пунктов.

В с. Тельвиска большая доля благоустроенного жилфонда и граждане производят платежи за жилфонд с горячим и холодным водоснабжением, поэтому и платежи за ЖКУ выше, чем в остальных селах округа.

В п. Искателей жилфонд с полным набором услуг, тарифы на коммунальные услуги выше, чем на селе, и платежи за ЖКУ выше, чем в сельской местности.

При установлении среднего регионального стандарта по Заполярному району для жителей п. Амдерма, с. Тельвиска, п. Искателей он будет занижен, а для жителей остальных сел – завышен.

В этом случае жители п. Амдерма, с. Тельвиска, п. Искателей, которые осуществляют достаточно высокие платежи за ЖКУ, не попадают под получателей субсидий или получают необоснованно низкие субсидии. А жители муниципальных образований, региональный стандарт для которых завышен, платежи осуществляют сравнительно невысокие, но при этом получают завышенные субсидии, иногда необоснованно попадают под получателей субсидий.

Именно такая ситуация складывалась тогда, когда был установлен единый средний региональный стандарт по Заполярному району.

- Можно привести наглядный пример?

- Например, возможна была следующая ситуация. Семья из 3 человек с совокупным доходом 80-90 тысяч рублей, т.е. с доходом на 1 человека 27-30 тысяч рублей, попадала под субсидию. При этом реальный платеж в месяц составлял 2,5-3 тысячи рублей. А в связи с тем, что региональный стандарт для данного села был завышен, то и размер субсидии был завышен. В результате семья получала субсидию, которая полностью, в размере 100 %, покрывала платеж этой семьи за жилищно-коммунальные услуги. И это не единичные случаи. Или, например, попадали под субсидию семьи, в которых среднедушевой доход в 1,5-2 раза превышал размер прожиточного минимума на 1 человека.

Но ведь социальное назначение данных субсидий в том, что предоставляются они именно тем категориям граждан, доходы которых не позволяют в полной мере оплачивать жилищно-коммунальные услуги. В тех случаях, когда размер регионального стандарта не соответствует реальным платежам граждан, не соответствует тарифам, по которым оплачиваются коммунальные услуги, нарушается принцип социальной справедливости.

- Как размер региональных стандартов связан с нормативами и как это влияет на субсидию?

- Для семей разной численности различна норма площади на 1 человека, поэтому различен и размер регионального стандарта на 1 человека.

На одинокопроживающего неработающего гражданина норма площади составляет 49,5 кв.м, значит и размер регионального стандарта рассчитан на 49,5 кв.м и субсидия будет начислена на 49,5 кв.м. Таким образом, если в квартире размером 100 кв.м зарегистрирован 1 человек, то субсидия начисляется только на 49,5 кв.м, а не на всю квартиру 100 кв.м.

Другой пример. В квартире зарегистрированы постоянно или временно 4 человека и плата за ЖКУ начисляется на 4 человек. Гражданин подал заявление только на себя: указал, что его семья состоит из 1 человека и доходы будут учитываются только его. В этом случае и субсидия будет начисляться не на всю сумму платежа на семью из 4 человек, а только на 1 человека исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на 1 человека и нормы площади на 1 человека. Например, льготы ветеранам труда предоставляются по такому же принципу: не на всех проживающих в квартире, а только на получателей льгот.

- Какое основное условие при предоставлении субсидий?

- Основной принцип – это чтобы сумма средств на оплату ЖКУ, рассчитанная на основе регионального стандарта стоимости ЖКУ, не превышала 15 % от совокупного дохода семьи. Например, у семьи из 5 человек при совокупном доходе 80 тысяч рублей и у семьи из 3 человек при доходе 45 тысяч рублей одинаковые платежи за ЖКУ 3,0 тысячи рублей. В этих семьях практически одинаковые доходы на 1 человека, но при этом в семье с доходом 45 тысяч рублей большая нагрузка на семейный бюджет.

Поэтому при определении прав на субсидии основной момент - это совокупный доход семьи. Цель субсидий не в том, чтобы полностью освободить граждан от оплаты за ЖКУ, в а том, чтобы помочь тем гражданам, у которых платеж в пределах норм и нормативов превышает 15 % совокупного дохода семьи: чем больше совокупный доход, тем меньше субсидия.

И второй важный момент – это то, что 15 % совокупного дохода семьи сравнивается не со всей суммой платежа за ЖКУ в квартире, а только с платежом, рассчитанным по региональному стандарту, т.е. в пределах норм и нормативов. Тем самым все граждане при оплате за ЖКУ ставятся в равные условия, т.е. соблюдается принцип социальной справедливости.