Официальный сайт губернатора Ненецкого автономного округа
/news/428/ privet

Система предоставления субсидий на оплату коммунальных тарифов Ненецкого округа – одна из лучших в стране

26 марта 2013|00:00 97

«В Ненецком автономном округе создана одна из лучших в стране система предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, — отмечает начальник Управления по государственному регулированию цен (тарифов) НАО Лариса Волынец. — Стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для Ненецкого автономного округа установлен в размере 15 процентов. В 2012 году субсидии получили 1697 семей на сумму 76,2 млн. руб. В январе 2013 за субсидиями обратились примерно столько же семей, а вот в феврале число обратившихся выросло на 37 семей. В результате объем выплаченных субсидий увеличился по сравнению с январем на 302,7 тыс. рублей. Всего за январь-март текущего года субсидии выплачены на сумму более 22 млн рублей, что на 3 млн. больше, чем за аналогичный период прошлого года».

- Кроме того, - продолжает Лариса Андреевна, - для одиноких неработающих граждан, получающих трудовые пенсии по старости или по инвалидности и для семей, имеющих несовершеннолетних детей установлен повышенный в 1,5 раза стандарт стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на одного человека в месяц.

Вопрос мониторинга размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги находится на постоянном контроле губернатора и администрации округа. В течение первой недели после выставления населению квитанций за январь 2013 года Управлением по государственному регулированию цен (тарифов) НАО был проведен анализ динамики размера платежа. По его результатам сразу же были приняты дополнительные меры по снижению роста платежей.

Так, проведя анализ нормативов потребления коммунальных услуг в первые полгода их применения, было решено внести в постановление администрации НАО, утвердившее нормативы, следующие изменения. В домах, в которых нет возможности установки общедомовых приборов учета воды либо где отсутствует центральное водоотведение не применять нормативы на водоотведение на общедомовые нужды. Проект постановления подготовлен, проходит процедуру согласования и будет принят на ближайшем заседании администрации Ненецкого автономного округа. 

Особо хочется отметить, что с 1 января 2013 года основные меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг увязываются со среднедушевыми доходами семьи.Граждане, уровень доходов которых достаточно высок, должны оплачивать коммунальные услуги по экономически обоснованным тарифам. А для граждан, уровень доходов которых не позволяет оплачивать коммунальные услуги в полном размере,предусмотрены меры социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Кроме вышеперечисленных мер, снижению размера платежа за жилищно-коммунальные ресурсы, безусловно, способствует повсеместная установка приборов учета как индивидуальных, так и общедомовых (коллективных).

В округе в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности региональной экономики на 2010-2015 гг.» в 2013 году будет осуществлена установка коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов. Во всех многоквартирных домах в городских поселениях округа, где имеется техническая возможность установки таких приборов, до 1 сентября 2013 года они будут установлены. Эти мероприятия также приведут к экономии коммунальных ресурсов и снижению платежей граждан за коммунальные услуги.

В консолидированном бюджете округа на 2013 год на цели стопроцентной установки в многоквартирных домах городских поселений округа приборов учета предусмотрены средства в размере 27,6 млн. рублей.

Кроме того, в целях снижения социальной напряженности в округе проводится большая разъяснительная работа в средствах массовой информации, с управляющими организациями по правильности начисления платежей, по применению нормативов потребления и применению нового порядка расчета платы за коммунальные услуги.Работает постоянная «горячая линия» и ведется активная  работа с населением. Граждане могут обратиться лично или по телефону, а также направить вопрос по электронной почте. Всем обратившимся даются подробные разъяснения конкретно по их квитанциям и по их платежам. В настоящее время основная разъяснительная работа направлена на ориентирование социально уязвимых категорий граждан, на обращение в службу субсидий за социальной поддержкой по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В целяхнедопущения роста платежей граждан за жилищно-коммунальные ресурсы более 12 %во втором полугодии 2013 года Управлением по государственному регулированию цен(тарифов) Ненецкого автономного округа в сторону уменьшения были пересмотренытарифы для населения, вводимые в действие с 1 июля 2012 года.

20 марта в округе под председательством заместителя губернатора по строительству,транспорту, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Юрия Тельтевского прошло большое совещание управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и представителей органов исполнительной, муниципальной власти, депутатов Собрания округа. На данном совещании были подняты вопросы роли управляющих организаций в процессе недопущения роста платежей граждан за жилищно-коммунальные ресурсы.Были проанализированы наиболее типичные ошибки, допускаемые управляющими компаниями при начислении платежа гражданам. Также был рассмотрен вопрос о мерах по снижению задолженностей управляющих компаний за потребленные топливно-энергетические ресурсы. Доклады выступающих и решение данного совещания будут размещены на официальных сайтах Управления строительства и ЖКХ НАО и УГРЦТ НАО.

Немаловажен также следующий факт. В платежных документах граждан отражаются не все субсидии, получаемые гражданами. Например, в них не находят отражения субсидии выплачиваемые гражданам в соответствии с постановлением Правительства № 761, а также льготы, оказываемые гражданам в соответствии с окружным законодательством, т.к. эта поддержка осуществляется не через управляющие организации. Но данные субсидии снижают платежи за ЖКУ, в результате складывается неверное представление о фактических платежах граждан.

Существуют сложности в разрешении ситуации с отражением в квитанциях все льгот и субсидий,для этого требуется время. В округе работаем над этой проблемой, но пока она не реализована, хотелось бы донести до федерального центра идею о том, что не всегда цифры в платежной квитанции соответствуют фактическому платежу гражданина.

И в заключение несколько слов о том, как мы видим дальнейшее решение возникшей проблемы.

 Методическими рекомендациями об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложены механизмы реализации решений по ограничению роста платежей граждан в 2013 году на уровне не более 6 % от уровня платежей в декабре 2012 года.

В Ненецком автономном округе на рост платежей граждан с 01.01.2013 нормативы потребления коммунальных услуг и установленные тарифы не повлияли. Рост платежей граждан обусловлен переходом с 01.01.2013 на оплату услуг по экономически обоснованным тарифам и отменой компенсаций. В связи с этим для округа возможным вариантом явился бы механизм бюджетного субсидирования населения.

Конечно, при восстановлении в федеральном законодательстве предельных индексов роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в том виде, в котором они существовали ранее, (т.е. однозначно у каждого гражданина с 1 июля платеж не должен превысить 12 %), Администрация Ненецкого автономного округа будет готова принять необходимые нормативные правовые акты по начислению гражданам компенсации при возможном превышении предельных индексов роста платы.

Однако, отметим, что восстановление предельных индексов изменения размера платы граждан в том виде, в котором они существовали до 2013 года, не отвечает принципам социальной справедливости, поскольку в ее рамках в округе, например,складывалась ситуация, когда компенсации начислялись обеспеченным гражданам, а социально уязвимые категории граждан компенсации уже не получали. И, наоборот,развитие и совершенствование существующей системы адресной защиты населения,увязывание мер социальной поддержки и ограничение роста платы граждан со среднедушевыми доходами семьи обеспечивают оказание государственной поддержки тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются.

Возврат предельных индексов изменения размера платы граждан в прежнем виде, то есть в условиях отсутствия связи между доходами граждан и их платежами за коммунальные услуги, ведет к неэффективному использованию бюджетных средств, так как меры социальной поддержки в этом случае оказываются без учета адресности. Граждане,уровень доходов которых достаточно высок, должны оплачивать коммунальные услуги по экономически обоснованным тарифам. А для граждан, уровень доходов которых не позволяет оплачивать коммунальные услуги в полном размере, предусмотрены меры социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Кроме того, в условиях применения вышеназванных индексов у граждан отсутствовали стимулы к экономии ресурсов и установлению в своих жилых помещениях приборов учета коммунальных ресурсов. Анализ платежных квитанций граждан показал, что наибольший рост платы с 01.01.2013 наблюдается в жилых помещениях, в которых не установлены индивидуальные приборы учета ресурсов, а зарегистрированы 3 и более человек.

Поэтому в настоящий момент в округе проекты решений, обеспечивающих недопущение с 1 июля роста платы граждан за коммунальные услуги свыше 12 %, носят явный адресный характер, но при этом данные проекты предоставляют возможность каждому жителю, у которого платеж с учетом всех льгот и субсидий превысил означенный процент,обратиться за адресной поддержкой с органы муниципальной власти.

Таким образом, принятые в Ненецком округе меры социальной поддержки граждан обеспечивают защищенность наиболее уязвимых категорий населения при оплате коммунальных услуг, а восстановление предельных индексов изменения размера платы граждан без увязки со среднедушевыми доходами граждан ведет к неэффективному использованию бюджетных средств, а также к отсутствию стимулов для экономии ресурсов.

В целом, можно сказать, что ситуация с ростом размера платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в Ненецком автономном округе находится под контролем властей. Роста платежей граждан более 12 % по итогам 2013 года допущено не будет.